В последние десятилетия человечество встало перед такими проблемами,как эвтаназия,факт констатации смерти и связанные с этим последствия,искусственное оплодотворение и многое другое,которые требуют анализа юристов и философов.Во многих странах церковь и религиозные деятели также активно высказываются по этим вопросам,когда например врачебная деятельность,по их мнению,затрагивает основы веры,и с этим не возможно не считаться.
Многозначность таких проблем привела к тому,что наука об этике врача развилась в один из разделов медицины.Кроме того,в последние десятилетия появилось новое понятие-"биоэтика". Сегодня слово биоэтика входит в наш словарный запас.Под этим очень общим словом мы понимаем систематический анализ действий человека в биологии и медицине в свете нравственных ценностей и принципов.Это слово,которое ввёл в употребление Ван Ренселлер Поттер в своей книге"Биоэтика мост в будущее"(1974),появилось в атмосфере борьбы,которая в конце 60-х годов велась против медицины и науки,и тех обвинений,которые против них выдвигались.В.Р.Поттер создал этот термин,чтобы указать на необходимость новой этике,предметом которой являлось бы выживание человечества.Эта этика могла бы противостоять вызову,брошенному человечеству научно-техническим прогрессом,и вместе с тем рассматривала бы проблемы,возникающие при нынешнем непростом взаимодействии человека и окружающей его среды.Корни биоэтики в русской философской мысли можно найти в теории В.И.Вернадского,разработавшего учение о переходе биосферы в ноосферу, т.е.сферу,среду,созданную человеческим разумом,воплощённым в науке и технике.Этическая компонента в учении Вернадского о ноосфере выражается, прежде всего, в его оптимизме и утверждении, что законы развития ноосферы не противоречат, о продолжают законы эволюции биосферы. Вернадский неоднократно подчеркивал единство биосферы и ноосферы. он развивал оптическую концепцию перехода биосферы в сферу разума, где решающую роль играет не только наука, но и этический разум объединенного человечества. Ноосфера объединяет в себе научный разум человечества с его нравственным разумом и техникой. Появившаяся в 70-х годах биоэтика была своего рода "криком о помощи" со стороны тех людей, которые сами не занимались медицинскими и биологическими исследованиями, но оказались поставленными перед лицом риска и отрицательных последствий таких исследований- такого невероятного риска и непредсказуемых последствий, которых врачи и ученные не предполагали, не знали, как и избежать, и не всегда хотели контролировать. Но стремительное развитие медицины и биологии порождают новые вопросы, касающиеся не только врачей и ученных, а всех и каждого. "Опекунская" модель отношений между людьми теряет свои позиции в общественной жизни. Взяв старт в политике идея партнерства проникла в самый сокровенные уголки нашей жизни.
Не осталась в стороне и медицина.
Многозначность таких проблем привела к тому,что наука об этике врача развилась в один из разделов медицины.Кроме того,в последние десятилетия появилось новое понятие-"биоэтика". Сегодня слово биоэтика входит в наш словарный запас.Под этим очень общим словом мы понимаем систематический анализ действий человека в биологии и медицине в свете нравственных ценностей и принципов.Это слово,которое ввёл в употребление Ван Ренселлер Поттер в своей книге"Биоэтика мост в будущее"(1974),появилось в атмосфере борьбы,которая в конце 60-х годов велась против медицины и науки,и тех обвинений,которые против них выдвигались.В.Р.Поттер создал этот термин,чтобы указать на необходимость новой этике,предметом которой являлось бы выживание человечества.Эта этика могла бы противостоять вызову,брошенному человечеству научно-техническим прогрессом,и вместе с тем рассматривала бы проблемы,возникающие при нынешнем непростом взаимодействии человека и окружающей его среды.Корни биоэтики в русской философской мысли можно найти в теории В.И.Вернадского,разработавшего учение о переходе биосферы в ноосферу, т.е.сферу,среду,созданную человеческим разумом,воплощённым в науке и технике.Этическая компонента в учении Вернадского о ноосфере выражается, прежде всего, в его оптимизме и утверждении, что законы развития ноосферы не противоречат, о продолжают законы эволюции биосферы. Вернадский неоднократно подчеркивал единство биосферы и ноосферы. он развивал оптическую концепцию перехода биосферы в сферу разума, где решающую роль играет не только наука, но и этический разум объединенного человечества. Ноосфера объединяет в себе научный разум человечества с его нравственным разумом и техникой. Появившаяся в 70-х годах биоэтика была своего рода "криком о помощи" со стороны тех людей, которые сами не занимались медицинскими и биологическими исследованиями, но оказались поставленными перед лицом риска и отрицательных последствий таких исследований- такого невероятного риска и непредсказуемых последствий, которых врачи и ученные не предполагали, не знали, как и избежать, и не всегда хотели контролировать. Но стремительное развитие медицины и биологии порождают новые вопросы, касающиеся не только врачей и ученных, а всех и каждого. "Опекунская" модель отношений между людьми теряет свои позиции в общественной жизни. Взяв старт в политике идея партнерства проникла в самый сокровенные уголки нашей жизни.
Не осталась в стороне и медицина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий